Славянская битва за «Оскар».

22 февраля состоится церемония
вручения призов Американской киноакадемии, которая поставит финальную
точку в противостоянии.

Фильмы «Ида» и «Левиафан» являются главными европейскими картинами года.  Польская и российская картина первый раз  столкнулись в номинациях
Европейской киноакадемии. За плечами «Левиафана» уже были каннская
«Золотая пальмовая ветвь» за сценарий, с десяток призов на фестивалях
рангом поменьше, а также «азиатский «Оскар».

«Ида» начала свое шествие по фестивалям еще
в 2013 году: у нее, как и у «Левиафана», в копилке оказались Гран-при в
Лондоне и «Золотая лягушка» за операторскую работу на Camerimage . Громких фестивальных побед у «Иды» долго не было.

Призовой
расклад Европейской киноакадемии, оглашенный 13 декабря, полностью
изменил расстановку сил. Пять «Феликсов» ушли польской картине. «Левиафан» остался без призов, но
вырвался вперед на «Золотом глобусе». 8 февраля британская «Бронзовая маска» за лучший фильм не на
английском языке также отошла «Иде».

Что
будет 22 февраля, когда свой суд вынесет коллективный разум из 6 тыс.
американских киноакадемиков, спрогнозировать решительно невозможно.Оскаровских
избирателей часто обвиняют в консервативности взглядов и
ангажированности, что, впрочем, никак не принижает статус награды, как
главной в мире. Последние годы в
академии идут реформы, призванные максимально облегчить и
демократизировать процедуру голосования. Отразится ли это на голосовании
в нынешнем году — бог весть.

Можно выделить, пожалуй, только одно общее качество всех победителей «Оскара» в «иностранной» номинации: актуальная,злободневная
проблематика, рассказанная во внешне увлекательной, внятной форме.
Серьезность и пульс времени, помноженные на максимально интересное, чуть
ли не жанровое решение.

С
этой точки зрения «Левиафан» смотрится выгоднее «Иды». В истории
автомеханика Николая, решенной в жанре социального триллера, легко
усмотреть популярный на Западе мотив борьбы за личное счастье против
неумолимого рока, а контраст реалий современной России и библейских
аллюзий сообщает сюжету дополнительную энергию.

«Ида»
— кино откровенно некоммерческое и более камерное. Черно-белая
картинка, статичные кадры, стилизованные под кинематограф послевоенной
польской школы. Главное достоинство картины — в аккуратном подходе к
весьма болезненной для Польши теме. Перед тем как принять обет, молодая
послушница отправляется в большой мир и случайно узнает тайну гибели
своих родителей во время холокоста. Обе польские картины, попадавшие в итоговый шорт-лист «Оскара» в постсоветский период, «Катынь» и «В темноте» — тоже затрагивали проблемы Второй мировой войны.

clipnews