Мик Джаггер, Rolling Stones: "Мы употребляли и наркотики, и алкоголь. Это было неправильно"

В мае этого года группа переиздала один из лучших своих альбомов – “Exile On Main St.”. Впервые пластинка вышла весной 1972 года. Она сразу привела в восторг поклонников рок-музыки и критиков. Со временем альбом стали называть настоящим шедевром. “Роллинг Стоунз” решили реставрировать старые записи и выпустить их в цифровом виде. Однако этого им показалось мало. В итоге музыканты добавили в новую версию альбома десять своих композиций, которые по разным причинам прежде не издавались. За последний месяц диск стал одним из самых продаваемых в Западной Европе и США. Известный журналист Ларри Кинг решил побеседовать о секретах творческого долголетия с бессменным лидером “Роллинг Стоунз” Миком Джаггером в студии телеканала Си-эн-эн.

“Оказаться в шоу-бизнесе наверху – это еще не все. Сложнее удержаться там”

– Добрый вечер, Мик! Для меня большая честь видеть тебя сегодня здесь. Фрэнк Синатра как-то сказал мне: “Говорить о долголетии нужно по-настоящему долго!”

– Мне нравится (смеется).

– Почему “Роллинг Стоунз” так долго остаются на вершине?

– Думаю, нам просто повезло. Мы оказались в нужном месте в нужное время. Можно тяжело трудиться, но без везения не добьешься ничего. Особенно в шоу-бизнесе. Но оказаться наверху – это еще не все. Гораздо сложнее там удержаться. Вот здесь уже нужна правильная тактика. Если сравнивать с футболом, даже самым талантливым игрокам следует играть с умом. И чем старше ты становишься, тем изощреннее должна быть тактика.

– Переиздание старых альбомов тоже тактика?

– В каком-то смысле. Но в данном случае мне захотелось порадовать наших поклонников чем-то особенным.

– Новыми песнями?

– Их нельзя назвать новыми. Они были написаны или задуманы нами еще тогда – 40 лет назад. Ведь работа над “Ссылкой” велась не месяц и не два. Сейчас скажу точно – с 1968 по 1972 год. Когда мы определились с первым вариантом альбома, песен хватало на двойной виниловый диск. Почему-то мы решили, что это многовато. Начался еще один отсев. Песни, не попавшие в окончательный вариант, остались в архивах. А сколько было еще набросков, мелодий без слов. И вот теперь, переработав весь этот огромный материал, я выбрал еще десять песен, которые и были включены в издание 2010 года.

– “Ссылка на Главную улицу”. А ведь тебе и твоим товарищам по группе действительно пришлось покинуть на долгие годы родную Британию и отправиться в ссылку во Францию. Чем было вызвано это решение?

– Налоги. В то время в Англии была прогрессивная шкала налогообложения. С определенных доходов приходилось платить 90 процентов в казну…

– Получается, заработав 100 фунтов стерлингов, человек получал на руки 10 фунтов?

– Да. Понимаешь, Ларри, мы были молоды, занимались любимым делом. Ты можешь не поверить, но деньги нас тогда интересовали мало.

– Ничего себе! Вы продали более 200 миллионов дисков во всем мире, только на этом заработали около полутора миллиардов долларов, а ты утверждаешь, что деньги вас не интересовали!


Во всяком случае, мы играли не ради них. Скажу больше, мы были счастливы тем, что получили возможность выступать перед десятками тысяч зрителей, петь для них. Вот что было главным для нас. В финансовые вопросы мы тогда вообще не вникали. А те, кто вел наши дела, оказались, мягко говоря, слабыми специалистами. В результате мы задолжали государству большие деньги. От погашения долга перед казной не отказывались, но выплатить все сразу были не в состоянии. Попытка это сделать могла привести к концу “Роллинг Стоунз”. И мы приняли решение уехать из страны. Это позволило нам получать из 100 заработанных фунтов чуть больше половины. Так мы ликвидировали свою задолженность и сохранили группу.

– Как вам жилось за границей? Я знаю, что многие творческие люди вдали от родины испытывают ностальгию, которая мешает им работать…

– Ну, Францию вряд ли можно считать для британца дальним зарубежьем. Англичане привыкли ездить туда в отпуск. Мы возим своих детей на каникулы то на Лазурный берег, то в Альпы, то в Париж. Мы же соседи. Это во-первых. А во-вторых, рок-музыканты привыкли к кочевому образу жизни. Не следует забывать, что тогда мы были молоды. Это с возрастом человека тянет в родные края. Поэтому в то время я лично относился к нашей, как ты выразился, ссылке во Францию, как Сомерсет Моэм. Он однажды сказал, что Франция для англичан – это солнечное место для людей, живущих в тени. А вот сейчас, когда нам приходится надолго уезжать, я уже чувствую себя словно растение, вырванное с корнем. Нет, я не скучаю по английской кухне или лондонской сырости. Это что-то гораздо глубже…

“40 лет назад меня арестовали в США за хранение марихуаны”

– Во Франции тебе нравится, как я понял. А в Америке? Ты ведь часто здесь бываешь?

– У вас тоже неплохо, но есть один неприятный для меня момент.

– Какой, если не секрет?

– Марихуана.

– Объясни…

– Примерно лет 40 назад меня арестовали в Штатах за хранение марихуаны. Суд признал меня виновным. И хотя эта история приключилась давно, я до сих пор состою у вас на учете. То есть мое имя в компьютере. И всякий раз, как я прилетаю в США, мне приходится общаться с полицией. У вас в каждом международном аэропорту есть специальная комната, где проводятся беседы с такими, как я.

– Очень многие думают, что марихуану следует легализовать.

– Я знаю. У вас в Америке есть даже анекдот на эту тему.

– Расскажи!

– Однажды марихуану сделают законной, потому что каждый юрист курил ее в студенческие годы! Но этого никогда не произойдет, если говорить серьезно.

– А ты как думаешь, ее нужно легализовать?

– Это интересный вопрос. Человек на протяжении всей своей истории придумывал все новые и новые наркотики. Согласись, алкоголь, табак – это тоже наркотики. А ведь их начали употреблять еще до Рождества Христова! У меня по этому поводу свое мнение. Вряд ли кто-то рискнет сейчас предсказать, каковы будут последствия разрешения употребления марихуаны. Поэтому необходимо провести эксперимент. В Великобритании есть остров Мэн. Так вот, на нем постоянно что-то испытывают. Скажем, новые мобильные телефоны. Местным жителям дают возможность бесплатно пользоваться ими какое-то время, потом делают выводы. Так давайте
попробуем разрешить курить марихуану в пределах ограниченного пространства. Думаю, на острове Мэн мало кто будет возражать! (Смеется.)

– Скажи, а ты и другие члены группы пробовали разные наркотики? Это влияло на ваши выступления?

– Врать бессмысленно. Да, мы это делали. И не только наркотики, но и алкоголь. И порой в больших количествах. Но у нас было одно жесткое правило: ничего такого перед концертом или во время его. В противном случае ты теряешь контроль над происходящим на сцене и в зале. Но теперь я уверен, что мы зря все это поглощали. Это было неправильно.

– Давай вернемся во Францию, когда вы работали над “Ссылкой”. Я где-то читал, что вы записывали этот великолепный альбом в весьма странных и неподходящих местах…

– Да, у нас не было студии в полном смысле слова. Мы установили аппаратуру в подвале дома, который Кит Ричардс снимал на юге Франции. Сейчас мы вряд ли смогли бы творить в подобных условиях. Акустика ужасная. Но главное – атмосфера, царившая в том подвале!

– Почему же вы не арендовали профессиональную студию? Деньги?

– Нет, не в этом дело. Трудно поверить, но тогда на юге Франции просто не было студий звукозаписи.

– И вы все записали в подвале?

– Не совсем так. Мы же еще гастролировали. У нас был грузовик со звукозаписывающей аппаратурой. Многое записывали прямо в нем, переезжая из города в город. Порой трясло так, что у ребят пальцы не попадали по струнам и клавишам.

– Современная техника весь этот процесс делает гораздо проще…

– Это правда. Грузовик нам теперь точно не нужен!

– Ты помнишь, как и почему вы придумали такое название для своей группы?

– Нам всем очень нравился музыкант Мадди Уотерс. У него была песня “Роллинг Стоун Блюз”. Мы ее часто играли в пабах, а потом решили использовать в названии своей группы.

– Критики до сих пор сравнивают вас и “Битлз”. Как ты относишься к Полу, Джону, Джорджу и Ринго?

– Восхищаюсь ими! Да, когда-то мы были соперниками. Но в то же время “Битлз” помогли нам добиться успеха. Они проложили для всех остальных дорогу. Они были первыми. Даже в Америку прилетели раньше нас. А тогда это многое значило, ведь весь мир слушал американскую музыку. Английские музыканты до “Битлз” не добивались признания за пределами своей страны. А они покорили не только Европу, но и саму Америку! Мы уже шли по проторенной дороге…

Легендарный английский рок-музыкант, актер, продюсер, фронтмен группы Rolling Stones появиля на свет 26 июля 1943 года. Что ещё случилось в день 26 июля? Можно узнать в Календаре дат и событий.

admin