Кукушка, "кисельный корень" и преданья старины глубокой

Считалась она атрибутом самого Зевса, в этом обличье он
предстал перед Герой, которая с той поры поместила изображение птицы на
свой скипетр. У финикийцев она тоже была королевской птицей. В
тибетской «Книге о птицах» она предстает одной из скрытых ипостасей
Будды Авалокитешвары!

Многие народы признавали кукушку
олицетворением души, пророчицей и вестницей весны. До сих пор ведь
имеет место полушутливое вопрошание ее насчет того, сколько человеку жить осталось.
А раньше спрашивали и о том, будет ли удачным брак, каков будет урожай
и т.д. Это свидетельствует о космогонической роли персонажа, связи с
Судьбой. Да что говорить: у славян серая птаха соотносилась с небесной
богиней Живой. И прилетает она на землю из Ирия – небесного рая, а на
зиму снова туда отправляется.

О причинах кукушкиных слез,
в честь которых назван цветок ятрышник, существуют разные версии.
Согласно русской народной сказке, она неудачно погадала на суженого,
бросив венок вместе с сестрами: его подхватил водяной. Хозяин воды
требовал Аринушку к себе, а она отказывалась, пока он однажды не
схватил бедняжку за руку, когда она полоскала белье на речке.

Просила помощи девушка у вербы и оленя, но они не решились вступиться,
и только кукушка замолвила слово. В гневе вскричал водяной, что
отпустит, но только превратив в кукушку, ударил по руке, и тут же она
обернулась птицей. Тосковала несчастная по семье, по родному дому,
плакала, а потом ударилась о землю и разбилась насмерть.

По белорусскому
варианту, всему виной чародеи, которые на свадьбе превратили всех
присутствовавших мужчин, включая жениха, в волков, женщин – в сорок, а
невесту – в кукушку. Летает она по лесам, разыскивая любимого и плачет
от горя.

На Алтае рассказывают другую историю. Девица-красавица из бедной семьи
приглянулась богачу зайсану, и он собрался засылать сватов. Родители,
посчитав, что счастья ей с таким мужем не видать, превратили дочь в
кукушку, и она вылетела в дымоход и с плачем отправилась в сторону
леса, по пути роняя слезы.

Ненецкий сюжет сообщает, что одна женщина обернулась кукушкой из-за
жестокосердных сыновей, не подавших больной матери воды, будучи
занятыми игрой. Камчатские ительмены считают, что все произошло из-за
разлученных влюбленных, княжича Игоря и простолюдинки Ольги, подарившей
ему однажды ятрышник. У них существует поверье, что если ранним утром
искупаться в озере, по берегам которого растет ятрышник, то можно
обрести неувядаемую красоту и вечную молодость. Наконец, существует
версия, что в кукушку превратили добропорядочную вдову, которая
помогала другим женщинам.

В башкирской сказке говорится, что у старика со старухой были две
дочери, одна родная супруге, Фатима, другая – падчерица, Гайша.
Трудолюбивая и скромная Гайша однажды, зачерпнув воды из речки,
обнаружила в ведре золотую рыбку, которая умоляла отпустить ее, обещая
дать девушке за это красоту, с которой даже «луна не сравнится».

Обещание она выполнила, и тогда мачеха послала за водой родную дочь, но
та отказала рыбке в просьбе и тут же стала рябой, толстой и злой на
язык. Весть о невиданной красе девушки быстро распространилась по
округе, так что ханский сын прислал сватов, а потом и сам приехал.
Мачеха представила им Фатиму, но, услышав голос Гайши из-за печки,
освободил пленницу и увез с собой, где скоро сыграли свадьбу.

Когда у молодоженов родился ребенок, супруг Гайши позволил ей погостить
в родном доме. Одна добрая старушка предупредила молодую мать, что
когда она будет уезжать из аула, то мачеха попытается ее остановить, и
ни в коем случае на ее зов нельзя оборачиваться. Гайша же обернулась,
тут же стала кукушкой и улетела, заплакав.

Ребенок, оставшись без матери, плакал целые дни напролет, тогда вызвали
во дворец Фатиму, но мальчик не успокаивался. Пошла она к гад
алке, и та
научила, куда пойти и какие слова произнести. Принесла женщина мальчика
в указанное место и сделала, как было велено, а Гайша спустилась с
дерева, приняла человеческий облик и покормила дитя, которое сразу
успокоилось.

Ханский сын очень удивился такой перемене в поведении сына и заставил
Фатиму признаться, после чего проследил за ней на следующий день, и
когда Гайша предстала в человеческом обличье, схватил ее и отвез домой.
В общем, в данном случае все закончилось благополучно.

Приведенные
примеры показывают со всей очевидностью, что речь идет как минимум о
человеке, обиженном при жизни и пострадавшем безвинно. Тут приходит на
ум возможно не самая близкая аналогия, но все же не беспричинная: русалками
становились брошенные невесты, и они тоже умели летать. Иначе как быть
с пушкинским: «Русалка на ветвях сидит»? Не ползком же она взбиралась
на дерево. А предводительница русалок владела колодцем с живой водой,
т.е. тоже была связана с мотивом Судьбы.

* * *

Кукушкины слезки, которые еще называют пальцекорником, а также «кисельным корнем», издавна использовался в народной медицине.
Из него готовили кисели и супы как из ценного оздоровительного
средства. Он полезен при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта
и дыхательных путей, полового бессилия, в качестве противоядия, при
дистрофии и истощении. Но теперь он в Красной книге…

admin