Русский Керестур как символ русинства: вчера, сегодня, завтра

Сохранившиеся острова русинского населения среди иноязычной,
иноконфессиональной и инонациональной среды на Балканах – уникальный
пример сохранения языка, культуры и русинского самосознания для многих
народов мира. Включение в состав Украинской ССР Подкарпатской Руси,
которая под этим названием в межвоенный период на правах автономии
входила в состав Чехословакии,а также непризнание русинского народа
современными украинскими властями, которые считают русинов только
«частью украинцев», лишило население Подкарпатской Руси автономии, а
русин во всем мире – Родины.

Стоит отметить, что в Украине в сентябре 1991 г. попытались
восстановить историческую справедливость:был рассмотрен «вопрос о
провозглашении Закарпатья автономным краем Украины». Областная рада
Закарпатья приняла решение вынести на референдум вопрос«О статусе
Закарпатской области». Референдум был проведен 1 декабря 1991 года. 78
%населения высказались за придание области статуса «специальной
самоуправной территории», а значит автономии в составе Украины. Но это
решение было проигнорировано украинскими властями и не признается по
сей день. В 1996 году Украиной был принят печально известный «План
мероприятий по разрешению проблему краинцев-русин». Он предполагал
меры, направленные на укрепление позиций украинизации Закарпатья (язык,
культура, подбор кадров и др.), интеграцию его населения в
социально-политическое и духовно-культурное пространство Украины,то
есть ассимиляцию русин в украинской этнической среде, уничтожив
русинское самосознание, тем самым, отдалив русинское население от
лояльности официальному Киеву.

Регион Воеводина, где в основной массе живут русины на Балканах –
поистине уникальный. Здесь всегда соприкасались и соприкасаются многие
цивилизации, народы, религии и языки. Сегодня в Воеводине живут сербы и
хорваты, венгры и румыны, словаки и чехи, буньевцы и, конечно же,
русины. Эта автономная область в составе Республики Сербия, находится в
ее северной части,граничит с Венгрией, Хорватией, Румынией. Русский
Керестур – самое первое и на сегодняшний день самое значимое село
воеводинских (бачванско-сремских) русин,центр культуры и языка.

Центральное место в статье отведено исследованию и описанию
исторических событий, происходивших в Русском Керестуре после
переселения русин из Карпатского региона на земли современной северной
Сербии. Целью работы является периодизация генезиса и эволюции
русинской общественной жизни в Русском Керестуре, как самом большом
центре русин на Балканах. Чтобы достичь этой цели, проведем
историко-политологический анализ развития русинского центра Воеводины с
другими русинскими центрами мира, рассмотрим на примере малочисленной
этнической группы русинского населения консолидацию и противодействию
ассимиляции на весьма продолжительном историческом этапе.

Актуальность данных вопросов определяется следующим:

– важностью изучения межнациональных и межкультурных отношений в Европе и всем мире в целом^

-возрастающей актуализацией русинского вопроса в Центральной, Восточной Европе,Северной Америке и на Балканах.

Историографию можно разделить по языковому признаку:на сербоязычную
литературу и работы, которые написаны на русинском языке (на
бачванско-сремском диалекте). Сейчас в отечественной историографии
почти нет работ, посвящённых русинам на Балканском полуострове. Это
придает данной работе дополнительную актуальность.

Русиноязычная историография представлена работами Мирона Жироша, Юлияна
Томаша, Михайло Фейсы, Янко Рамача и работами некоторых других авторов.

Известный исследователь русинского народа Мирон Жирош,в своих
исследованиях «Бачванско-сремские русины дома в мире» показывает
исторический аспект русинского вопроса и истории Русского Керестура в
частности. В своих статьях («Первоначальный Керестур», «Вторая мировая
война и освобождение», «Значительные события в общественной и
культурной жизни русинов»)показывает периодизацию русинской истории по
отдельным временным периодам. Его работы наполнены социологическими
исследованиями и статистическими документами, которые представляют
большую ценность для исследования этой проблематики.

Немалый интерес представляют и работы профессора Юлиана Тамаша,
заведующего кафедрой русинистики на философском факультете города Нови
Сад. В своей работе«Русский керестур: летопись и история 1743-1992» он
подробно показывает историю русинского национального центра на Балканах.

Из исследований профессора Янко Рамача интересны работы- «Краткая
история русин (1745-1918)» и «Школа в Русском Керестуре (1753-1918)».

Из сербоязычной историографии следует отметить работы Михайло Горняка.
В статье «Бачванско-сремские русины», автор исследует этническое
происхождение, современное положение, права и организации русин на
территории Воеводины. Также интерес по данной проблематике представляют
работы Владимира Бильня «Русины в Воеводине», «Русинское население в
начале XXвека». Он подробно раскрывает историю русин, а также
показывает социологические исследования по данному вопросу.

Итак, Русский Керестур – село, которое основали русинские переселенцы.
Они массово и организованно начали переселяться на территорию
современной Воеводины с 1745 года, как свободные граждане
греко-католической веры. Хотя следует отметить, что ещё в 20 годы XVIII
века там существовало небольшое количество русинских семей, которые
самостоятельно переселялись в северные пределы современной Сербии. Для
русин Воеводины 17января – настоящий праздник. Именно в этот день в
1751 году Франц Йозеф де Редл, советник царицы Австро-Венгрии Марии
Терезии, подписал Указ о переселении200 русинских семей из Карпатского
региона в тогда совсем пустынную местность под названием Керестур,
который позже стал называться Русский Керестур. Поселение русинов было
связано с экономико-хозяйственной ситуацией в регионе. После завершения
австро-турецкой войны, в 1739 году, под корону Габсбурской монархии
попали полупустынные земли, тогда и решили начать экономическое
освоение путем привлечения населения разных национальностей со всей
страны.

В контрактах о переселении русин, в которых регулировались права и
обязанности переселенцев, в частности отмечалось, что дома в новом
поселении должны строиться из твердого материала. Это свидетельствует о
желании властей привязать переселенцев к новому месту обитания.

Сразу после переезда, в 1753 году, жители Русского Керестура построили
свою церковь и школу. Это событие заметно повлияло на последующее
развитие русинской национальной общины, ведь именно религиозность и
образование не дали ассимилироваться такому малочисленному
национальному меньшинству за более чем четверть тысячелетия в
инокультурной и иноязычной среде. Уже к 1764году в Русском Керестуре
было 220 домов, а общее количество населения приближалось к 1500
человек. В 1787 году в Керестуре уже 2,191 жителей и больше 300 домов.
Переселенцы занимались в основном сельским хозяйством, но среди них
были ремесленники,церковнослужители, писари, учителя и представители
других профессий.

В 1836, 1849 и 1873 годах население Русского Керестура охватывают
эпидемии холеры. Это обстоятельство весьма негативно повлияло на
демографическое состояние русинской популяции – слишком много русин
заболело и умерло от холеры в Русском Керестуре и всей Южной Венгрии.
Но спустя несколько лет естественный рост рождаемости и новые
переселенцы восстановили демографическую картину русинского центра
Воеводины. К 1900 году в Русском Керестуре проживало уже 5.098 человек,
в 849 домах.

Начало века оказалось особенно знаменательным событием для русин.
Уроженец Керестура Гаврил Костельник в 1904 году создал первый
поэтический сборник стихов «с мойого валала» («с моего села»). Тем
самым автор положил начало созданию литературного русинского языка.
После этого он издал«Грамматику бачванско-рускей бешеди» и в работе «о
литературном языкеюгославняских русин» утвердил основные лексические,
фонетические и грамматические нормы. Значение этих работ бесценно.

Первая Мировая война заставила около 1000 русин из Русского Керестура
отправиться на фронт. Обратно домой не вернулись около 300 керестурцев.
После войны карта Европы и всего мира существенно изменилась, в том
числе новое устройство отразилось и на Воеводине. Район вошёл в состав
Королевства сербов, хорватов и словенцев. Так начался новый этап в
жизни русин. Переселенцы в Воеводине, как и в Карпатском регионе, до
1918 года были подвержены политике ассимиляции и «мадьяризации». Но
русины этим процессам успешно противостояли, благодаря жизни
большинства русинского населения в компактной общности, коей и был
Русский Керестур. В новом государстве они были впервые в своей истории
признаны национальным меньшинством славянского происхождения, в отличие
от своих одноплеменников в Карпатском регионе, которые признания ждали
до конца XX века, а в Украине не дождались до сих пор.

Период между 1918 и 1941 годами знаменуется окончанием процесса
этнической и национальной гомогенизации, стандартизации языка,
развитием среднего образования на родном языке в Русском Керестуре и
других населенных пунктах, где проживали русины, формированием
национальной интеллигенции, основанием первых
культурно-просветительских организаций, изданием первых учебников,
газет.

Русины в Русском Керестуре и всей Воеводины, как и многие народы Европы
и всего мира в период 1941 – 1945 годов страдали от фашистской
оккупации во время Второй мировой войны. После того, как в результате
«Апрельской войны» – военной операции нацистской Германии, Италии,
Венгрии против Югославии, югославянская армия капитулировала, начался
новый этап в жизни балканских народов, в том числе и русин из Русского
Керестура.

Воеводина оккупационной администрацией была поделена на 3 части:
историческая область Бачка (Русский Керестур в том числе), была
оккупирована Венгрией, так как значительный процент населения данной
территории составляли этнические венгры. В историческом регионе Банат
власть сосредоточилась в руках местных немецких колонистов, а
исторический регион Срем, который находится между реками Дунай и Сава,
был включен в Независимое государство Хорватию.

С первых же дней оккупации новые власти вблизи от Русского Керестура
устроили лагерь, в котором содержали солдат и офицеров, а также
гражданское население (в основном, сербов, русин и евреев). В школе
Керестура начали работать пятнадцать венгерских учителей, говорить
по-русински новые власти запретили. В годы войны были арестованы и
вывезены в лагеря фашистской Германии сторонники
Народно-освободительного объединения из Керестура, члены
коммунистической партии Югославии и других несогласных с фашистской
оккупацией. Село два раза бомбили: в июле 1944 года американцы, а в
ноябре – немцы. Красная армия освободила Русский Керестур 20 октября
1944-го, и население радостно встретило советских солдат и партизан
Тито. Памятник освободителям стоит сегодня в центре русинского села.
Годы оккупации стали тяжким испытанием для русинского народа, поэтому
после освобождения русины принялись за восстановление своей
общественной жизни.

Сразу после освобождения в 1945 году начинает работать русинскоязычная
гимназия. Помимо местных керестурских детей, в ней учились дети русин
со всех сел и городов, где они проживают на Балканах. В этом же году
открывается русинская газета «Руске слово». Также было создано одно из
крупнейших объединений русинов в Воеводине – «Руска матка». Она была
основана в Руском Керестуре в 1945 году как общественная,
негосударственная организация бачванско–сремских русин, которые видели
Югославию своей Родиной, для сохранения культурного русинского
наследия. В первые послевоенные годы организация содействовала
обновлению и возрождению русинской культуры, образования,
информационно-издательской деятельности и включению русин в
общественные процессы на равноправной основе вместе с другими народами
Югославии. Эти годы стали временем становления информационных,
спортивных, научных и других институтов и организаций. С 1949 года
основана Русинская редакция Радио, на котором ежедневно до 5 часов
вещают информационные и музыкальные программы на русинском языке.
Русинская телевизионная организация «Нови Сад» основана в 1975 году с
информационными, культурными фольклорными программами (6 часов
еженедельно). В 1967 году в Русском Керестуре открывается музейная
экспозиция, посвященная русинской культуре, быту и истории переселения.

Сегодня население Русского Керестура составляет чуть менее 6000
человек, абсолютное большинство населения – русины. Местные жители в
основном занимаются сельским хозяйством, село известно по выращиванию
болгарского перца. В последние годы количество населения существенно
уменьшилось. Во-первых, из-за негативной демографической ситуации в
регионе, во-вторых, из-за миграции молодой части населения в города по
всей Сербии, а также в Западную Европу и за океан. Сейчас больше всего
русинских мигрантов Воеводины живет в Канаде, США и Австралии.

Русский Керестур сегодня является национальным центром русинского
народа для всех русин в мире. Переселенцы из Карпатского региона сумели
сохранить свою идентичность в чужеродном окружении во многом благодаря
некоторым факторам:

1) Быстрая организация образования^

2) Строительство церкви и становление церковной жизни почти сразу после переселения^

3) Своеобразная «уникальность» религиозного исповедания.
Греко-католичество не давало влиться основной массе русинского
населения в православное или в католическое большинство края^

4) Организация компактной общности проживания, самой большой общностью и был Русский Керестур, где русины жили «среди своих».

5) Замкнутость русинской общины^

6) Сравнительно быстрое, в отличие от одноплеменников в Карпатском
регионе, формирование русинского языка и его литературной нормы.

Именно эти причины сдерживали ассимиляцию и позволили такой
малочисленной этнической группе сохранить свою культуру, религиозную
принадлежность, язык и самосознание сквозь четверть тысячелетия. Стоит
отметить и фактор того, что русинское национальное меньшинство было
признано сначала Королевством сербов, хорватов и словенцев, потом
Югославией и сейчас Республикой Сербией. Сербское государство в данном
вопросе отличаются взвешенностью политики. Русины сербскими властями не
признаются частью украинской диаспоры, как бы этого хотелось сегодня
украинской стороне. Это дает право говорить, что Сербия разбирается в
русинском вопросе и проводит сбалансированную политику. Министерство
иностранных дел Сербии не дало себя обмануть украинскому МИДу,
утверждавшему, что у Украины в Воеводине «двойная» диаспора, которую
составляют как украинцы, так и русины.

Русинский язык сегодня в служебном употреблении используется в общинах
Врбас, Жабаль, Кула, Бачка Топола, Шид и в городе Нови Сад. В местах
проживания русинов работают постоянные музейные выставки, посвященные
истории русинского народа. Так, в музеях Русcкого Керестура собраны
предметы культуры, обычаев, прошлого русинов, вещи, фотографии и
народные костюмы, которые иллюстрируют материальную культуру народа. В
Руcском Керестуре есть Дом русинской культуры, где собираются
любительские фольклорные, хоровые, музыкальные, драматические
коллективы, сохраняющие культуру традиции и обычаи русин. Сейчас в
Воеводине действует начальная школа на русинском и сербском языках.
Сельская гимназия является единственной в Европе школой с русинским
языком преподавания.

Русский Керестур, как ни парадоксально, в своих демократических правах
и привилегиях от государства добился больше, чем многие русинские
населенные пункты с гораздо большей численностью населения, не говоря
уже о Закарпатской области Украины. Развитие общественной жизни в этом
русинском центре показывает пример, какими правами должны обладать
русины во всем мире. Помимо того, что русины были признаны автохтонным
меньшинством славянского происхождения, еще с самого включения в состав
Королевства сербов, хорватов и словенцев, русинский язык признан
официальным языком во всей автономной области Воеводины.

В Университете в Нови Саде основана кафедра Русинского языка и
литературы (Отделение русинистики университета в городе Нови Сад).
Теперь эта кафедра обеспечивает полный цикл образования на этом языке –
от школы до университета. Отделение русинистики готовит кадры не только
для работы в системе образования, но и для учреждений сферы культуры.

Действительно, несмотря на свою малочисленность, русины в Сербии имеют
разнообразные организации и культурные учреждения, о которых русинские
национальные меньшинства в других странах могут только мечтать. Но что
же ждет Русский Керестур и русинскую общину в будущем?

Одной из существенных проблем большинство русин считают изменение
этнического состава Воеводины. После II Мировой войны и гражданских
войн на территории Югославии, доля этнических меньшинств в крае резко
сократилась. Причина – в переселении большой части сербских беженцев из
Хорватии, Боснии и Герцеговины, Косово и Метохии. Русины видят в этом
организованную государственную политику Сербии. Передел этнического
состава автономной области Воеводины дало бы Белграду больше
возможностей управления Воеводиной. Сербские беженцы из Боснии,
Хорватии, Косово, по мнению русин, не могут интегрироваться в общество
мультикультурного и мультиконфессионального региона.

Экономическое состояние также вызывает много вопросов у местных
жителей, экономическое положение русинского меньшинства сегодня
довольно слабое, поскольку приватизация в Сербии уничтожила средний
класс, а среди новых богатых людей нет представителей национальных
меньшинств. Русины недовольны тем, что средства из их
центрально-европейского и развитого региона забирает Белград, они, по
их мнению, не идут в нужном объеме на развитие Воеводины. Особую роль в
настроении воеводинских национальных меньшинств, в том числе и русин,
играет желание большинства населения войти в Европейский союз,
перспективы вхождение туда Сербии на данном историческом этапе весьма
туманные. Это и заставляет людей, в поисках лучшей доли, уезжать на
заработки в другие страны мира.

Самым болезненным вопросом остается демография и ассимиляция.
Действительно, за период после Второй мировой войны и особенно после
гражданской войны на территории бывшей Югославии, этнический состав
населения Воеводины и Русского Керестура, в частности, разительно
изменился, а количество русин уменьшилось.

Русинская община должна как можно быстрее решить вопросы демографии,
экономического состояния, образования, консолидации русин. Если этого
не произойдет, сокращение населения и миграция в другие страны будет
продолжаться. Это может повлечь за собой потерю привилегий, которые
есть сейчас у русинской общины Воеводины.

Историография:

1) Vladimir Biljnja, Rusini u Vojvodini, Novi Sad 1987

2) Жирош Мирон, Бачванско-сримски руснаци дома и у швеце 1745 – 1991, том I, Нови Сад, 1998^

3) Жирош Мирон, Бачванско-сримски руснаци дома и у швеце 1745 – 1991, том II, Нови Сад, 1998^

4) Сербско-руски словнїк. Главни редактор др Юлиян Рамач, редакторе мр
Михайло Фейса и мр Гелена Медєши. – I том: Нови Сад, Филозофски
факултет, Дружтво за руски язик и литературу, 1995^ II том: Београд,
Завод за уџбенике и наставна средства, Филозофски факултет, Дружтво за
руски язик и литературу, 1997.

5) Хорньак Михаjло, «Бачко-сремские русини (порекло, начин живота,
положаj и права, институциjе и организациjе», Русини, Руснаци,
Rutenians (1745 – 2005), Том I , Нови Сад, 2006.

6) Рамач Янко, «Кратка история Руснацох (1745-1918)», Нови Сад, 1994

7) Рамач Янко, «Школа у Руским Керестуре (1753-1918)», Нови Сад, 1995

Григорий Миронов, аспирант кафедры исторической политологии, сотрудник
Центра украинистики (Клуб русинистики) Южного Федерального
Университета, редактор сайта rusinistika.com

Європейський медіа-центр

clipnews