Куда идет Украина?

В чем слабость Януковича

Вот тогда-то и возникнет естественная потребность перевести реальные перемены в управлении страной в законное русло – то есть снова перераспределить полномочия между президентом, правительством и парламентом. Это означает, что уже через год Янукович может попробовать вернуть себе полномочия а-ля «ранний Кучма». Впрочем, это, без сомнения, приведет к ряду сложностей. Во-первых, придется подавлять сопротивление крупных собственников. В украинской политике слишком много субъектов, а единый центр принятия решений де-факто отсутствует. В то же время велико влияние финансовой элиты, которая привыкла рассматривать политиков как инструменты защиты своих интересов или играть на несколько сил одновременно. Соответственно, ей невыгодно иметь дело лишь с одним Хозяином. Тлеющий раскол между разными политическими силами лишь на время затушеван страхом перед кризисом.

Во-вторых, «антитабачная кампания», развернувшаяся против министра образования Табачника, продемонстрировали неспособность регионалов успешно справлять с галицийским национализмом. Политика «дела вместо слов», конечно, весьма эффективна. Но если власть не играет на поле истории и культуры или пытается абстрагироваться от этих проблем, инициативу перехватывают журналисты, оппозиционеры и прочие представители «третьего сектора», которые еще не разучились делать «цветные революции».

Технократическая вертикаль (без идеологической составляющей) споткнется на том же места, на котором разрушилась система власти Кучмы. Ей придется делать постепенные уступки крупным собственникам, которые за последние годы превратились в важнейшие центры принятия решений во внутриукраинской политике, а также пытаться лавировать между разными идеологическими группами, требования которых в принципе не могут быть удовлетворены.

Лучшее время для реформ

На недавней встрече в США президент Соединенных Штатов Обама сказал Виктору Януковичу, что нынешнее время – лучшее для реформ. Это касается не только экономики, но и идеологии на Украине. Самое время не закрываться от нее, но пытаться выработать нечто внятное и цельное для всего общества, не ведясь на провокации маргиналов с обоих берегов Днепра. Янукович имеет уникальный шанс создать на Украине полиархию – многовластие разных центров принятия решений – которая станет моделью преодоления расколов для других нестабильных государств. Но сделать он это сможет только пойдя на контакт с оппозицией. Оппозиция же сейчас расколота как никогда прежде. Многие ее представители на дух не переносят друг друга, при этом часть из них имеет договоренности с властью работать против имиджа друг друга.

Нарастающий внутренний раскол среди оппозиции, который провоцируется властью, отягощается отсутствием системного и «свежего» видения оппозиционными политиками решения проблем украинской экономики и политики. Никакой идейной конкуренции между Януковичем и Тимошенко как не было, так и нет. Они продолжают конкурировать на уровне имиджей и вариантов решения сиюминутных проблем (к слову, на этом поле в целом лучше себя показала Тимошенко). Оппозиции (в лице Тимошенко) в таком случае сложно рассчитывать на мобилизацию хотя бы большинства протестного электората. К этому стоит добавить, что Тимошенко воспринимается многими сильными игроками как слишком импульсивный человек, с которым трудно иметь дело. Поэтому украинский крупный бизнес и посчитал еще до выборов Януковича более приемлемым кандидатом.

Что же до «окон возможностей для оппозиции», то они есть и довольно существенные.

Во-первых, власть погрязает в экономических проблемах. На Украине до сих пор не принят бюджет страны. А в России крепнет уверенность, что Янукович не предоставит российским кампаниям тех преференций, которые они могли бы получить при Тимошенко.

Во-вторых, Тимошенко – сильнейший внутренний рычаг давления на Януковича. Особенно в публичной сфере. Главный оппозиционер, коим Виктор Федорович был до марта этого года, даже не вышел на открытые дебаты с Тимошенко-премьером. Надо понимать, что позиции Юлии Владимировны как «правдоруба» только укрепились.

В-третьих, евроинтеграция при Януковиче натолкнется на те же препоны, что и при его предшественниках – неспособность подстроить законодательство, острый характер внутренней борьбы, мешающий выполнить все европейские условия, нежелание односторонних уступок, наконец. У Тимошенко появляется шанс снова апеллировать к европейской элите со своей моделью отношений Европа-Украина-Россия.

В-четвертых, у Тимошенко есть поддержка примерно 15%-18% электората, которые являются ее фанатами, то есть голосовать за Тимошенко они не перестанут, скорее всего, ни при каком случае.

Президентская конкуренция

Лакмусовой бумажкой для власти – проверкой прочности ее административной и идеологической составляющих – будут местные выборы в марте 2011 года и особенно выборы мэра Киева, которые (с учетом слабых позиций нынешнего мэра) могут дать БЮТ мощную площадку для пиара. Но даже если БЮТ одержит победу, однозначного реванша «оранжевых» сил ожидать не стоит. За внешней стабильностью скрывается все та же большая фрагментированность политического поля Украины.

На Востоке страны у Януковича появился сильный конкурент в лице вице-премьера по экономике Сергея Тигипко. Еще более запутанно дела обстоят на Западе и в Центре страны. Политические страсти, и как следствие мобилизация электората, ослабли. Общепризнанного лидера пока нет. Некоторые оппозиционеры, похоже, не могут точно сказать кому они больше оппозиция – Януковичу или Тимошенко. В итоге, если бы выборы в парламент состоялись сейчас, то с одной стороны национал-демократический лагерь сильно бы пострадал за счет развала союза «Нашей Украины» и «Народной самообороны». С другой стороны, у Партии регионов тоже есть потолок, выше которого они, обычно, не «прыгают» — 30%-35%. И при этом часть электората может уйти к Тигипко. В итоге получится еще более нестабильный парламент, чем нынешний.

Однако воля Януковича к стабильности и решение Конституционного суда о законности существования нынешней коалиции в парламенте, скорее всего, не дадут почвы для перевыборов на протяжении года или даже нескольких лет. За это время расклады могут поменяться еще несколько раз. Правда, уже сейчас видно – если власть не возьмется за решение проблемы идеологической мозаичности и конфликтности между разными украинскими идентичностями, то раскол сохранится, следствием чего будет повторение сценария 2004 года.

Русский журнал

clipnews