ТЕАТРАЛЬНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ О ДАЛЕКИХ ПЯТИДЕСЯТЫХ

Надо сказать, что в этот период
театр находился на подъеме, то есть был в хорошей творческой форме. В труппе
были актеры еще старой театральной школы, которые в свое время работали с
такими корифеями украинской сцены, как Садовский, Карпенко-Карый, Заньковецкая,
и считались их учениками. В тоже время в нашей труппе было много молодежи,
выпускников театральных студий и вузов Киева и Харькова. Все мы безумно любили
театр, отдавали ему себя полностью и в то же время восхищались мастерством
наших старших товарищей, учились у них. А у них было чему поучиться. Такие
актеры как Виктор Аведиков, Андрей Ратмиров, Кирилл Маринченко, были настоящими
мастерами сцены.

В репертуаре театра насчитывалось
четыре спектакля по Гоголю: «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка», «Вий» и
«Ревизор». Все три замечательные повести Гоголя были переведены на язык театра
старыми украинскими драматургами, повести стали пьесами, герои заговорили на
украинском языке, и от этого их образы стали еще ярче, еще правдоподобнее.

Спектакль «Майская ночь» это
поэтическая сказка. Красоту и поэзию сюжета дополняла музыка и прекрасные
украинские песни, такие как «Дивлюсь я на небо», «Місяцю ясний», «Нічь така
зоряна», которые пел влюбленный в Галю Левко (артист П.Ластивка). Партию
Панночки исполняла молодая артистка Мария Харченко, она обладала великолепным
сопрано. В данное время она Народная артистка Украины и до сих пор работает в
Ужгородском театре. Красочное оформление сцены, декорации также создавали
впечатление прекрасной сказки. И на этом фоне яркие гоголевские персонажи.
Хитрый и лукавый Голова, хвастающийся своей «магдалией», пытающийся
рассказывать всем о своих подвигах и про царицу Екатерину, в исполнении артиста
К.Маринченко был великолепен. Не уступали ему образы Каленика (арт.В.Аведиков),
Винокура (арт. А.Ратмиров) и Свояченицы (арт. Н.Лагодина). Все они составляли прекрасный
ансамбль гоголевских героев.

Спектакль «Сорочинская ярмарка».
Несмотря на небольшие размеры нашей сцены (теперь это помещение кукольного
театра), художнику удалось создать впечатление настоящей ярмарки: возы с
мешками, палатки с товарами, бродячие торговцы с переносными лотками, продающие
ленты, бусы, намиста, кресты, иконы. Один из них предлагал всем купить у него
икону египетской царицы Семирамиды. Зазывные крики торговок, расхваливающих
свой товар: «Купуйте бублички, паляниці, маковничкі» – и тут же веселые озорные
хлопцы, затеявшие интригу с червоной свиткой, чтобы добиться согласия Солопия
Черевика на свадьбу его дочери, красавицы Параси с Грицьком Голопупенко.

Невозможно забыть дуэт Черевика и
его кума Цибули (артисты В.Аведиков и К.Маринченко). Сцена, когда они сидят
связанные озорниками-парнями и жалуются друг другу на несправедливость судьбы,
невероятно трагикомична и трогательна. Со слезами в голосе произносит Черевик
«Тобі куме ще нічого, тебе винують, що ти в другого вкрав. А як же мені, коли
кажуть, що я сам у себе свою рідну кобилу вкрав». Настолько трогательны и
обаятельны были эти простые наивные мужики, что эту сцену я помню, как сейчас,
хотя прошло с тех пор уже более полувека.

Заканчивались спектакли обычно
зажигательными и искрометными украинскими плясками и песнями. Оркестром и хором
руководил опытный музыкант Е.Шерегий.

В то время наш театр много
гастролировал. Гастроли длились по два-три месяца. Часто ездили в Прибалтику –
в Вильнюс, Клайпеду, Лиепаю, Таллинн. И везде имели большой успех (в Таллинне,
куда часто приезжали лучшие театры Москвы и Ленинграда, мы работали на аншлагах
по две, три, а иногда и четыре недели).

Памятен мне один эпизод из нашей
гастрольной жизни. Вернее, одна история, в которую трудно поверить. Может быть,
кому-то она покажется невероятной, но я клянусь, что она действительно
произошла в нашем любимом театре. Это случилось в наш первый приезд в Таллинн.
Мы тогда работали в помещении летнего театра, в так называемом «Морском клубе»,
который находился на окраине города. В следующие наши приезды в этот город нам
уже предоставляли сцену в большом красивом здании Дома офицеров, расположенном
в самом центре города. Но тогда, неожиданно для всех, несмотря на удаленность
от центра и неказистость клуба, на наши спектакли стал валом валить народ.
Каждый вечер аншлаг. Местные жители удивлялись, никогда такого не было, что за
театр такой приехал, что все стремятся попасть в этот клуб.

А репертуар наш состоял в
основном из гоголевских спектаклей. И тогда администрация театра, вдохновленная
таким успехом, вспомнила, что у нас в репертуаре есть еще один гоголевский
спектакль «Резизор», который мы не взяли с собой. Вернее, не взяли декорации к
нему, а главное – костюмы, без которых играть этот спектакль невозможно. И вот
администратор шлет в Ужгород заведующей костюмерным цехом, которая со сторожем
осталась на театральном хозяйстве, телеграмму следующего содержания: «СРОЧНО
ВЫСЫЛАЙТЕ КОСТЮМЫ РЕЗИЗОР».

Эта пожилая женщина, звали ее
Маргита Чичери, слабо разбирающаяся в нашей действительности, а еще меньше в
драматургии Гоголя, испугалась и решила, что в Таллинн приехал настоящий
ревизор проверять весь наш костюмерный цех. И вот она собирает в огромные мешки
все до единого театральные костюмы и отправляет их в Прибалтику. Как отреагировала
на все это наша театральная администрация, я не знаю. Но когда мы, актеры,
увидели эти огромные тюки и баулы, которые загораживали и без того узкие
проходы к кулисам, мы были, как говорят сейчас, «в шоке». Большинство, конечно,
хохотало. Но кое-кому было отнюдь не весело, так как надо было компенсировать
расходы на пересылку и вообще отвечать за все.

Так что Гоголь присутствовал не
только на сцене, но и в жизни. С нами были его гений, его юмор и его смех,
сквозь невидимые миру слезы.

Алла
Белинская, участница всех тех событий, актриса Ужгородского театра, член ЗОО
«Русь»

Европа Центр

admin